История серии Roland BoutiqueИнтервью с разработчиками

История серии Roland Boutique

Что послужило стартом в разработке серии Roland Boutique?

Tojo:В начале мы хотели создать полноценный синтезатор в компактном виде; что-то похожее на гаджет, и при этом с невероятным звучанием. Мы хотели создать синтезатор, с которым можно было играться повсюду, оснастив его мини-динамиком и возможностью работы от батареек. С тех пор как у нас появилась технология моделирования ACB (Analog Circuit Behavior), используемая в продуктах AIRA и мини-клавиши, впервые использованные в JD-Xi, мы подумали, что можем сделать интересный продукт, совместив две эти вещи. Это было в конце прошлого года, и сама разработка началась уже в январе этого года.

И вы с самого начала загорелись идеей использования классических синтезаторов в этой серии?

Tojo:Да, так и было. Мы хотели объединить ACB и мини-клавиатуру для воссоздания классики, которую все знают. JUPITER-8 и JUNO-106 были первыми кандидатами на это, поскольку они до сих пор пользуются большим спросом. Мы подумали, что нужен еще один синтезатор для этой серии, и решили, что им будет JX-3P, звучание которого отлично от JUPITER и JUNO. И мы все вместе, без лишних дискуссий, остановили выбор на этих трех синтезаторах.

Synthesizers

Вы должно быть потратили много времени изучая JUPITER-8, JUNO-106 и JX-3P перед разработкой серии Roland Boutique. По вашему мнению, что именно сделало эти три синтезатора настолько популярными?

Tojo:Как мне кажется каждый из этих синтезаторов обладал своим характером, отличным от двух других, и эта невероятная уникальность и притягивала людей к этим синтезаторам, вдохновляя на новые стили музыки. С другой стороны, вы можете почувствовать, что эти синтезаторы обладают душой, вложенной их создателями.

Tohyama:Я знал что хорус в JUNO-106 был нечто особенным. В переговорах с первыми разработчиками, мы выясняли, что первый JUNO-106 обладал одним осциллятором, и это уменьшало его стоимость. Но естественно, что один осциллятор не даст такое плотное и богатое звучание, и именно поэтому они добавили дополнительную цепь эффекта хоруса. JUNO-106 известен своими жирными басами, особенно низкими при отключенном высокочастотном фильтре. Другими словами, характер этого продукта был результатом нескольких стратегий, задача которых была компенсировать звучание осциллятора. Так примерно они и превратили муху в слона [смеется.]

Ohnishi:Из всех этих трех синтезаторов, JUNO-106 был единственным, с которым в прошлом я имел дело, при этом звуки JUPITER-8 и JX-3P были для достаточно новыми и свежими для меня. Когда вы работаете с синтезаторами, вы не можете не заметить все изменения в звуке, появляющихся при движении слайдеров. Это является ответом, почему столько людей любят эти три синтезатора.

Tojo:Я даже не дотрагивался до настоящего JUPITER-8, пока мы не запустили этот проект, но сколько удовольствия было когда я поиграл на нем. [Смеется.]

Будет ли это правильно сказать что эти модули воссоздают звучание оригиналов через ACB технологию в цифровом виде?

Tojo:Да, это правильно. Нет ни одного параметра, который был в оригинале и при этом бы отсутствовал в модели Roland Boutique. Кроме нескольких ручек, которые мы перенесли из-за компактных размеров, все остальное основано на дизайне оригинального инструмента.

Ohnishi:Стоит сказать, несколько параметров стали обладать расширенными настройками оригинала, и мы добавили новые волновые формы к осциллятору и LFO. Например, в JP-08, основанном на JUPITER-8, мы добавили треугольные волны и шум для LFO, и синусоидальную волну для VCO-1. Мы также расширили диапазон VCO-1 и VCO-2.

Tohyama:В JU-06, основанным на JUNO-106, мы увеличили диапазон частоты LFO и добавили возможность звучать дольше высокочастотному фильтру, в то время как он работал в 4-х позициях в оригинале. В итоге вы получаете правдивый звук классического инструмента, и в то же время дополнительные возможности для создания звуков, которых никогда бы не получили в оригинале.

Ohnishi:Наибольшее количество обновленных параметров имеет JX-03, основанный на JX-3P, включая новые типы пилообразной волны и шум для LFO, и в тоже время синусоидальная, пилообразная и шумовые волновые формы добавлены для DCO. Мы также добавили три новых типа кросс-модуляции.

Tohyama:В JU-06, вы можете одновременно использовать Хорус1 и Хорус 2. В то время, как эта возможность существовала только в JUNO-6 и JUNO-60, вы не смогли бы это сделать на JUNO-106. Благодаря отзывам от наших энтузиастов, ищущих JUNO-6 и JUNO-60 из-за их хоруса, мы решили внедрить в JU-06 эти же параметры.

Tojo:Мы думаем, этот хорус станет мечтой для фанатов JUNO-106. [Смеется.]

Серия Roland Boutique разрабатывалась той же командой, спроектировавшей AIRA?

Tojo:Нет, это две разные команды. В Roland мы формируем разработчиков на основе потребностей, и эта команда эксклюзивно разрабатывала линейку Roland Boutique. Но некоторую поддержку от разработчиков AIRA мы все же получили.

Вы упомянули, что общались с разработчиками оригинальных инструментов. Что это дало?

Tojo:С технологией ACB все, что вам нужно это схема и сам синтезатор для достижения наилучшей симуляции. Но, как обычно, некоторые вещи в процессе разработки становятся непонятными. Низкие частоты JUNO-106 были настолько загадочны, что мы почесали свои головы и задумались почему они разработали именно такую схемотехнику для него. Ответы на эту загадку мы и получили у инженеров того времени.

Roland Boutique

Каждое устройство Roland Boutique имеет 4-х голосую полифонию?

Tojo:Да, это верно. Все три модели имеют 4 голоса, и вы можете переключаться между режимами Полифонии, Соло и Унисон. Если четырех голос недостаточно, вы можете объединить приборы в единую MIDI цепь для большей полифонии. С двумя инструментами вы достигаете 8 голосов. Звуки будут еще мощнее, если соединить два JP-08. Я думаю у нас получилось воспроизвести ту глубину и богатство оригинальных звуков. Только имейте ввиду - пока нет никаких ограничений в количестве устройств, находящихся в цепочке, вы можете обнаружить небольшую задержку если подключите их большое количество, по причине того, что это MIDI соединение. [Смеется]

Должны ли быть объединяемые синтезаторы обязательно одной модели?

Tojo:Нет, они могут быть разными. Как правило, если у вас несколько разных моделей в цепи, вы только увеличиваете полифонию, а если синтезаторы одинаковые, то и параметры между ними будут работать одинаково.

Tohyama:Эти синтезаторы оснащены разъемами под стерео миниджеки, таким образом вы можете смикшировать их выходы, несмотря на то, что они находятся в цепи. Любой аудио источник с миниджек разъемом воспроизводится на встроенном мини-динамике, и так как инструмент цифровой, вы можете выводить даже USB аудио.

Получается каждый модуль работает также, как USB аудиоинтерфейс тоже?

Tojo:Да. Вы можете подключить устройство к PC через USB и обмениваться MIDI и аудио данными в 24 бита/44,1 кГц на вашем DAW.

Стандартная частота дискретизация для линейки AIRA 96 кГц, а в Roland Boutique 44,1 кГц.

Tojo:Да, AIRA использует 96 кГц, что является приоритетным в качестве звука. Но мы получили отзывы от некоторых пользователей, что такие параметры создают зачастую трудности. Roland Boutique это те устройства, которыми должны наслаждаться, поэтому мы оставили стандартные 44,1 кГц

Ohnishi:Также, на основе отзывов, мы приняли решение использовать стерео миниджеки для входов, выходов и разъемов наушников. Это намного легче в подключении к динамикам и смартфонам в бытовых условиях.

В модулях отсутствуют разъем под адаптер питания.

Ohnishi:Действительно его нет. Они питаются от USB. А если модуль не подключен к компьютеру, устройство может использовать питание от батареек или обычного адаптера.

Почему вы решили что эти модули могут быть не только настольными, но и использоваться с клавишной станцией?

Tojo:В начале, мы проектировали их со встроенной клавиатурой. Но в один момент, мы решили сделать отдельную клавиатуру, так как некоторая часть людей использует синтезаторы чисто как звуковые модули, и при этом желает компактности от устройства. Клавиатура K-25m была разработана эксклюзивно, с 25-ю чувствительными к нажатию клавишами и подключается к JP-08, JU-06 или JX-03 через 16-пиновый шлейф.

Ohnishi:K-25m разработана таким образом, что вы можете размещать модули JP-08, JU-06, или JX-03 в трех разных положениях. Мы не задумывались над этим механизмом изначально, но в одном из скетчей на наших столах, модули были представлены в вертикальном положении, и это выглядело как настоящий аналоговый синтезатор. С этого момента реализовали возможность находится в трех разных положениях. С момента начала разработки прошло много времени. Люди, разрабатывавшие механизм клавиатуры, признались, что были вдохновлены игрушкой конструктором, увиденной одним из них.

Клавиатура имеет две октавы. Это было принципиальным решением сделать ее такого размера?

Tojo:Мы хотели чтобы вместе с клавиатурой синтезатор занимал немного места, размером с A4 лист или небольшой ноутбук.

Tohyama:Вы можете легко положить все это в сумку от ноутбука. [Смеется.]

Tojo:Мы пошли на многое, чтобы добиться дизайна такой упаковки, в стиле книги. Если вы не используете синтезатор, просто сложите его в упаковку и храните на книжной полке.

Какие еще можно найти возможности, незаметные с первого взгляда?

Tojo:Вы можете использовать ленточный контроллер для воспроизведения нот без подключения клавиатуры K-25m. По умолчанию ноты играют хроматично, но вы можете, выбрать другой звукоряд. Синтезатор также оснащен 16-шаговым/16-паттерновым секвенсором, который очень интуитивен в работе. Вы можете передвинуть шаги или синхронизировать их с MIDI clock, таким образом у вас богатые возможности для работы. Ленточный контроллер в том числе используется и для управления событиями секвенсора.

Roland Boutique

Чему все-таки было уделено большее внимание на стадии разработки?

Tojo:Мы хотели создать продукт, пригодный пользователям разных уровней. В итоге мы сделали металлический корпус, интегрировали светодиоды в слайдеры и придали ощущение чего-то непростого и драгоценного. Все регуляторы были разработаны с нуля.

Модули, которые по сути являются миниатюрами оригинальных инструментов, имеют действительно привлекательный внешний вид. И это правда – вы смотрите и хотите завладеть одним из них.

Tojo:Чувство уникальности JUPITER-8, JUNO-106, и JX-3P лежит не только в их звуках, но и в их дизайне, и мы захотели интегрировать тот стиль в их внешний вид. Это к вопросу на чем мы закончили процесс разработки.

Какие трудности вы испытали в процессе разработки?

Tojo:Что касалось звуковых модулей, то там нам помогала технология ACB, в любом случае это была куча работы и мы не расслаблялись ни дня. Куда сложнее было дело с механизмом клавиатурной станции и необходимостью укомплектовать все это в компактный корпус.

Ohinishi:Другой областью была задача работы от батареек. Первоначально, мы хотели, чтобы они работали на двух AA-батарейках. Но когда мы интегрировали динамик и установили аналоговые платы для лучшего соотношения сигнала к шуму, пришли к выводу, что будем использовать четыре AA-батарейки. С ними модуль работает около шести часов.

Tojo:Разработчик R-09, R-05 и других рекордеров тоже был в команде, у него были огромные знания про источники питания. Первый рекордер R-1 был печально известен непродолжительной работой от батареек [Смеется.] В итоге команда разработчиков решила проблему и продолжительность работы увеличилась. Это ноу-хау и было применено в серии Roland Boutique, подпитанным опытом разработки портативных рекордеров.

Какие чувства вы испытываете сейчас как разработчики, когда продукты уже готовы?

Tohyama:Я думаю мы сделали инструменты такими, что люди разных поколений и даже те, кто не знаком с классикой, будут наслаждаться ими.

Tojo:Мы показали готовый продукт разным департаментам Roland, и все как один говорили «я хочу один из них». Я думаю этот продукт с таким количеством запросов может стать дефицитным. Я тоже собираюсь приобрести его. [Смеется.]

Ohnishi:Эти продукты ограничены в количестве, поэтому заранее зарезервируйте, если хотите приобрести их. [Смеется.]

Ожидания TR-808, TR-909 и TB-303 как следующего поколения Roland Boutique могут также иметь большой резонанс.

Tojo:Да, я тоже так думаю. После выпуска мы узнаем, что думают наши пользователи о продукте, и какой устройство мы должны выпустить следующим.

From left to right: Masato Ohnishi, Takeshi Tojo, and Hirotake Tohyama.
Справа на лево: Masato Ohnishi, Takeshi Tojo, и Hirotake Tohyama.